Распятие - главный символ христианской веры - представляет собой латинский крест с фигурой Христа на нем. Очень часто его можно увидеть в конце четок - нитки молитвенных бус. Крест представляет Христа в день его распятия в Страстную пятницу. Распятие используется в основном христианами римско-католической церкви, несколькими ветвями восточной ортодоксальной церкви и другими ответвлениями церкви, которые используют литургический стиль, свойственный христианству. Протестанты и свободные церкви, в основном, не пользуются распятием. Они предпочитают простой крест без тела на нем, пустой крест иногда подразумевается как символ воскресшего Христа. В первой главе романа "Дракула" женщина снимает четки со своей шеи и отдает их Джонатану Харкеру, когда он собирается посетить графа Дракулу. Харкер является представителем протестантской церкви Англии, и его учили, что такая вещь является предметом идолопоклоннического мышления. Однако он вешает их себе на шею и оставляет их там. Через небольшой промежуток времени после его приезда в замок Дракулы, Дракула хватает Харкера за шею. Харкер сообщал: "Я отпрянул, а его руки коснулись нитки бус, на которых висело распятие. Это вызвало в нем немедленную перемену, его ярость прошла так быстро, что вы вообще могли бы и не поверить, что она вообще была". Узнав, кто же такой был Дракула, он задумывается над значением распятия. Распятие играло важную роль и в некоторых других сценах романа. Распятие появляется в руках человека на борту "Демитера", корабля который везет Дракулу в Англию. Его обнаруживают привязанным к штурвалу корабля с распятием в руках, в бусы обкручены вокруг рук и спиц штурвала. Позже, после того, как умершая Люси Вестенра сама начинает вести жизнь вампира, охотник за вампирами Абрахам Ван Хельсинг закрывает ее в склепе на ночь вместе с распятием и чесноком, потому что эти вещи она не переносит. В знаменитой речи в главе 18, Ван Хельсинг описывает распятие как одну из вещей, которые, подобно чесноку, лишают вампира силы. И потому, врываясь в комнату, где Дракула обменивается кровью с Миной Мюррей (позже Миной Харкер), мужчины держат перед собой распятия и таким образом приближаются к Дракуле, а он отступает. Через историю о Дракуле распятие входит в сферу знаний о вампире как мощное оружие борьбы с ним, особенно при непосредственном противостоянии. Оно не упоминается в исторических сообщениях о вампирах, хотя многие священники, которые участвовали в изгнании (уничтожении) вампира, без сомнения, носили распятие. Формирование понятия о силе распятия пришло из упоминания Брэмом Стокером популярной идеи о магическом применении святых предметов католиками и средневековых традиций, которые отождествляли вампиризм с сатанизмом (через Эмили Жерард Стокер развил идею, что Дракула стал вампиром из-за своей связи с Сатаной). В дополнение, значительная часть римско-католических обрядов фокусируется вокруг распятия, а среди прихожан ему приписываются не только святые, но и магические свойства. Оно не только символ святости, но и носитель святости. Если вампир был во власти Сатаны, то он мог быть отвращен распятием. У Стокера присутствие распятия вынуждало вампира терять свою сверхъестественную силу. Таким образом, в случае с Харкером Дракула потерял свою ярость. Люси не могла покинуть свой склеп, а когда мужчины ворвались в комнату Мины, ослабленный Дракула перед лицом превосходящей силы быстро отступил. После "Дракулы" распятие стало стандартным элементом пьес, фильмов, романов о вампирах и остается таковым на протяжении всего ХХ века. Второй священный предмет - просвира - в основном, опускался из сюжета. Одно из свойств, приданных Стокером просвире, было приписано распятию. Оно жгло плоть вампира и оставляло след на тех, кто был испорчен укусом вампира. Таким образом, распятие не только заставляло вампира терять силу, но и наносило ему вред. Если потенциальная жертва вампира носила распятие, то вампиру необходимо было найти способ заставить человека снять его. И он это делал либо путем гипнотического внушения, либо при помощи сообщника-человека. Хотя распятие было стандартным предметом в наборе охотника за вампирами, оно вовсе не было вездесущим в книгах и фильмах о вампирах. По мере развития мифа о вампире сила святынь первой, среди традиционных элементов, подверглась вызову. Писатели, которые не исповедовали веру римско-католической церкви, а иногда даже не были христианами, не находили значительности в распятии и других евхаристических предметах и просто не принимали их в расчет. Однако другие, по большей части Челси Квинн Ярброу и Анна Райс, выбрали признание святого мира, но, по сути, отрицали его силу, старательно упоминая об иммунитете вампиров к святым объектам. Вампир Ярброу Сен-Жермен существовал до христианства и никогда не обращался в эту веру. Райс, которая писала о католическом Новом Орлеане, создала вампира Лестата де Лионкорта как ребенка, родители которого исповедывали католицизм и жили во Франции. И в различных местах "Интервью с вампиром" и "Вампира Лестата" вся сверхъестественная магия католических святынь была специально отброшена в сторону. Например, Лестат был атеистом раньше, чем превратился в вампира. И тем не менее, он призывал остатки того христианского, что в нем осталось, в попытке не подпустить к себе вампира Магнуса. Его усилия оказались бесполезными. Затем к укусам, которые сделали Лестата вампиром, Магнус добавил слова посвящения из литургии: "Это мое Тело, Это моя Кровь". Как и Ярброу, Райс в своей работе заменила христианство на новый дохристианский миф, который возник в Древнем Египте еще с первой четой вампиров - Акаша и Энкиль. Вызов, брошенный эффективности распятия в вампирических романах, символизирует большой вызов, брошенный собственно роли сверхъестественного в современной жизни. Это включает и протест против авторитета какой-либо определенной религии и ее претензии на истинность в мире множества религий. В то время, как уменьшающаяся роль сверхъестественного в романах Райс и Ярброу имеет своих сторонников, распятие остается популярным предметом защиты для литературных персонажей. Рассмотрение их реакции на священные объекты, вероятно, будет продолжаться и станет элементом в развитии новых персонажей-вампиров в будущем.
Main | Back | The Club | Gallery | Library | V&M | News
Copyright 2004