Кровь. Ничто так не выдает вампира, как его жажда крови. По своей сути, вампир был кровопийцей - существом, которое жило на человеческой крови. Еще во время своего визита в замок Дракулы Джонатан Харкер выслушал "лекцию" хозяина об огромном значении крови. Дракула отмечал, что шекелисы, "мы, в ком кровь Дракулы", помогли избавиться от презренного венгерского ига. Далее прозвучала реплика, которая вскоре приобрела двоякое значение: "Кровь - это слишком дорогая вещь в эти дни позорного мира...". По мере того, как Харкер пытается осознать свою отчаянную ситуацию, он замечает, что Дракула дышал "с агрессивностью, как тот, кто почуял кровь". Он разгадал секрет, когда нашел Дракулу спящим, а рот его был краснее обычного, а "на губах были следы свежей крови, которые шли из углов его рта и сбегали по подбородку и шее... Казалось, что все ужасное существо было просто пропитано кровью. Он лежал как отвратительная пиявка, утомленная своим пресыщением". Харкер горько сожалел о том, какую роль сыграл в появлении Дракулы в Лондоне. Значение крови. С древних времен человечество видело связь между кровью и жизнью. Женщины проводили связь между рождением и менструацией. Охотники наблюдали связь между потерей крови и последующей потерей сознания, прекращением дыхания и смертью животных, за которыми охотились. А если животное умирало по иной причине, нежели внешнее ранение, то, когда его разрезали, кровь часто не текла. Кровь ассоциировалась с жизнью, и мыслители на протяжении веков создавали бесконечные теории по поводу этой связи. Люди приписывали крови различные священные и магические свойства и использовали ее в различных ритуалах. Люди пили ее и втирали в тело и применяли в обрядах. Некоторые верили, что выпив кровь жертвы, победитель получает от побежденного дополнительную силу. Выпивая кровь животного, можно было приобрести его качества. Не далее как в XVII веке сообщалось, что женщины из Йоркшира, Англия, верили, что выпивая кровь своих врагов, они тем самым повышают свою плодовитость. Среди самых впечатляющих свойств был красный цвет вытекающей из тела крови, и в результате краснота рассматривалась как важная характеристика крови, движущая сила ее мощи. Красные предметы часто наделялись таким же могуществом, как и кровь. Красное вино, в особенности, идентифицировалось с кровью, а, например, в Древней Греции, красное вино пили приверженцы бога Диониса в символическом ритуале выпивания крови. Кровь рассматривалась (и продолжает рассматриваться) как нечто, имеющее отношение к качествам, котрыми обладает индивидуум, а в легендах о замечательных людях говорилось, что у них "хорошая кровь", о злобных же говорили, что они обладают "плохой" кровью. Кровь матери передавалась ребенку, а вместе с ней и добродетели и недостатки родителей передавались их отпрыскам. Таким образом, люди уверовали в то, что кровь, в буквальном смысле, несла в себе важные черты более крупного коллектива - семьи, клана, нации/этнической группы, целой расы. Такие верования лежат в основе современного мифа, который подвиг нацистов на притеснения евреев и других, как предполагалось ими, низших рас, а в Америке до последних десятилетий имела место практика держать кровь "черных" и "белых" в банках крови отдельно. В меньшей степени кровь ассоциировалась с другими жидкостями тела. Более заметнее эта связь с семенем. В процессе создания ребенка мужчина не отдает свою кровь, а лишь семя. Таким образом, через него характеристики мужчины передаются ребенку. В мифологии такие жидкости тела, как семя, кровь, которая вытекает в брачную ночь, и менструальная кровь, - все они ассоциировались с половой жизнью и им приписывались магические свойства. Это объясняет наличие ассоциированной связи между данными жидкостями тела в сексуальном обучении в современном ритуальном волшебстве. Кровь в библейских традициях. Вожди древних евреев проводили такую же связь между кровью и жизнью. В Книге Бытия Бог говорит Ною: Ты не должен в своей жизни есть живую плоть, в которой все еще есть кровь. Потом потребую я удовлетворения твоей жизненной крови, потребую от каждой твари и от человека, который потребует удовлетворения от смерти ближнего своего. Кто прольет кровь ближнего своего, кровь того и будет пролита, так как создал Бог человека по своему подобию. Израиль создал жертвоприношения кровью, в которой кровь животных проливалась, предлагаясь Богу за грехи людские. Левит трактует правила такого приношения, при котором особенное внимание должно быть уделено правильным священнодействиям с кровью. В самой первой главе изложены простые правила приношения в жертву быка. Он должен быть заколот перед скинией собрания (палаткой присутствия), священник должен подать кровь, а затем возложить ее на алтарь. Таинственная святость крови усиливалась тем, что бог принимал ее. Оставшаяся кровь выливалась к подножию алтаря, а затем проводилась церемония осуждения людей, которые принимали кровь. "А кто будет есть какую-нибудь кровь, истребится душа та из народа своего". Специальные правила также были установлены для женщин относительно их менструальных истечений и потоку крови, сопровождавшему рождение ребенка. Все это делало женщину нечистой и, прежде чем она могла снова ступить в святое место, ей полагалось исполнить обряд очищения. В той же степени выброс семени делал мужчину нечистым. Наиболее строгие правила относительно крови содержались в разделе Левита, названном Святое Уложение - специальном наборе правил, подчеркивающих грешность людей, в противоположность священнику, исполненному святости перед Богом. В самом начале в Уложении людям говорится: Если израильтянин или поселившийся в Израиле вкушает кровь, я отверну мое лицо от него и вычеркну его из рода моего, потому что жизнь существа - его кровь, и я предназначаю ее для себя на алтарь искупления, так как кровь есть жизнь, которая свершает искупление. Так я говорил израильтянам, что никто из вас и ни один чужой, поселившийся среди вас, не должен вкушать крови. В самом деле, "Кровь - есть жизнь"- была самой часто цитируемой библейской фразой в литературе о вампирах. Христианство привело еврейскую веру и религиозную практику к своему высшему логическому завершению. После смерти и (как верят христиане) воскрешения Иисус, основатель христианства, почитался как воплощение бога. Он умер от рук римских палачей. Христиане изображают его смерть как человеческую жертву, подобную, но более мощную, чем еврейские жертвоприношения животных. Когда дни его были сочтены, Иисус устроил Тайную Вечерю, во время которой он поднимает чашу с вином и говорит своим ученикам: "Вкусите все от этого, ибо это есть кровь моя, кровь договора, пролитая за многих и во прошение грехов" (Евангелие от Матвея, 26:27). После приговора, вынесенного Иисусу, римский управитель Пилат омыл свои руки и сказал толпе, которая требовала смерти Иисуса: "Мои руки чисты от крови этого человека". Толпа ответила: "Кровь падет на нас и наших детей" (Ев. От Матвея, 27:24-26). Когда он висел на кресте, солдат проткнул ему бок копьем, и кровь потекла из раны. Мысль раннего христианства о значимости смерти Христа была ясно представлена в Апокалипсисе ("Книга Откровений"), где Иоанн говорит об Иисусе как о том, кто "освободил нас от грехов наших кровью своей животворной" (Откровения, 1:5). Он увещевает тех, кто терпит гонения, описывая их славу на небесах, как страдальцев за веру. Они носят красные одежды, которые выстираны в крови агнца. В христианских странах к традиционной мудрости относительно жизни и крови было добавлено теологическое размышление об особенной важности крови. Кровь Христа, в виде красного вина Евхаристии (Святого причащения), стала одним из самых святых объектов. Вино стало настолько святым, что в средние века развернулась сильнейшая полемика: разрешать или нет мирянам пить вино. Из-за возможности небрежного отношения к вину, римско-католическая церковь запретила питье вина, что и подлило масло в огонь Протестантского Реформизма в XVI веке. В свете особенной святости крови Христа, вампиры, по крайней мере в их европейском проявлении, приобрели дополнительное значение. Вампир пил кровь в открытом неповиновении библейскому завету. Он отрицает ее святость и крадет то, что принадлежит только Господу.
Main | Back | The Club | Gallery | Library | V&M | News
Copyright © 2004
Designed by White Wolf
i.
All rights reserved.