Гробы. Как и в романах, так и в кино, вампиры спят в гробах, а переезжая с места  на место, возят их с собой. Ассоциация между вампиром и гробом возникла  из одного простого факта - вампир был мертвым, а мертвых людей, на момент возникновения литературного образа вампира (XIX век), хоронили в гробах. Следует отметить, что большая часть знаний о вампирах зародилась в ту эпоху, когда гробами не пользовались. Обычно умершего заворачивали в погребальный саван и помещали в довольно-таки мелкую могилу. Такие тела часто подвергались нападению хищников, вероятно, это и послужило причиной возникновения в северной Европе мифа о том, что сначала вампиры пожирают собственные конечности. Чтобы защитить захороненные без гробов тела от хищников, на все тело или на его часть укладывался большой плоский камень. Проблемы, связанные с захоронением, усложнялись в зимнее время из-за промерзшей земли, и похороны откладывались на надели, а то и месяцы, до самой весенней оттепели. Кроме того, по различным астрологическим поверьям некоторые моменты считались более благоприятными для проведения похорон, нежели другие. Практика протыкания тела вампира колом могла быть скорее попыткой закрепить похороненное без гроба тело вампира в земле, а не собственно предотвращением нападения вампира. Раз протыкание колом имело своей целью удержание тела в земле, то кол необязательно должен был проходить через сердце. Он также мог проходить и через живот, и через спину. Cобственно, и материал, из которого изготавливался кол, не был столь важен, как сама функция кола. Колья изготовлялись из различных пород дерева и из железа. Во время великой вампирической истерии в Восточной Европе в начале XVIII века было обычным хоронить мертвых в гробу. Противовампирические средства состояли из различных действий, направленных на удержание вампира - как правило, недавно умершего члена общины - в пределах гроба. Гроб открывался, а тело протыкалось. В некоторых областях одежду прикрепляли к краям гроба - также с целью удержать тело. Конечности прибивались гвоздями к стенкам гроба, чтобы вампир не мог их съесть. Затем гроб возвращали в могилу. Ранние литературные вампиры не имели гробов. У Жеральдин (из "Кристабель" Сэмюэля Тейлора Колриджа), лорда Рутвена и Варни-вампира не было подобного жилища. Кармилла не возила за собой гроб, хотя, конечном итоге, ее обнаружили отдыхающей в склепе в старой часовне. Наоборот, эти вампиры, казалось, прекрасно себя чувствовали, отдыхая там, где им просто случалось это делать. В "Дракуле" Брэма Стокера вампир не отдыхает в гробу, но ему необходимо отдыхать в родной земле. И он перевозит огромные ящики (не гробы) с землей за собой в Англию, а осквернение земли святыми предметами вынуждает его вернуться в свою страну. В конце романа Абрахам Ван Хельсинг входит в замок Дракулы и уничтожает трех невест, которые проживают в замке. Он обнаруживает их в своих могилах и убивает. Он также находит большую украшенную могилу с надписью "Дракула". Тут он кладет кусочки просвир и таким образом разрушает место отдыха вампира. Идея о том, что вампир отдыхает в гробу, первоначально возникла в фильме "Дракула" (1931), в котором вампиры были показаны встающими из гробов в подвале замка. В поздних картинах ящики с землей, которые Дракула привез в Англию, были заменены на гробы, наполовину заполненные землей. Многочисленные фильмы о вампирах используют сцену, в которой вампир пробудился и медленно вытягивает свои руки из гроба. И хотя современные романы и картины все чаще изображают вампира спящим в гробу, в этом нет особой необходимости. Аллегория с гробом - лишь один из способов указать на потребность вампира отдыхать в родной земле. Вампир ХХ столетия потерял привязанность к родной земле, а гроб в большой степени стал средством защиты вампира от солнечного света. В то же время, гроб служил еще для нескольких полезных целей, особенно в кино. Как видимый объект, сразу же узнаваемый аудиторией, он помогал создать атмосферу. Гроб также мог давать и комические эффекты, как, например, в работе Джорджа Гамильтона "Любовь с первого укуса", - транспортировка, охрана и объяснения по поводу присутствия гроба принесли героям массу проблем. Кроме того, гроб являлся всегда готовым, универсальным средством совершения международных поездок мобильного вампира современного мира. В картине "Бледная кровь" (1989) вампир несет легкий, ненавязчивый портативный "гроб", который может раскладываться в виде палатки. И последнее, вероятно, самое главное - гроб был целью поисков для охотника на вампиров, поскольку расправиться с вампиром днем было намного проще. В развитии своего мифа о вампире Анна Райс пересмотрела актуальность гроба в нескольких романах "Хроники о вампирах". В "Интервью с вампиров" вампир Лестат де Лионкорт спит в гробу, ночью он делает вампиром Луиса, но забывает приобрести для него гроб. Луису приходится спать вместе с Лестатом до рассвета. Гробы для вампиров Райс - это не потребность, а удобство. Ее вампиры могли свободно вернуться в землю (как делал Лестат много лет) или же оставаться в опечатанном контейнере, защищенном от солнечного света, как делали два вампира (Акаша и Энкил) в течение веков. И хотя гробы не были насущной потребностью, большинство вампиров все же спало в них, и только через несколько лет вампирического состояния они понимали, что все, что им нужно - это защита от солнечных лучей.

Main | Back | The Club | Gallery | Library | V&M | News

Copyright 2004
Designed by White Wolf
i.
All rights reserved.

Hosted by uCoz